Гибкая упаковка становится все более популярной / Преимущество немецких производителей техники / Вальдемар Лихтер
Москва – на русском рынке флексографской технологии печати можно рассчитывать на хороший бизнес в течение многих лет. Потребность местной промышленности в современной упаковке возрастает, требования заказчиков к ее качеству растут. В то время как в 90-е годы наибольшая часть упаковки импортировалась, то сегодня большая часть местных потребностей покрывается русскими производителями. Возник десяток новых флексографских предприятий, и в отрасль продолжают активно инвестировать. (Контактный адрес)
Производство гибких упаковочных материалов, таких как пленка, многослойные пленочные соединения и упаковочная бумага, а также этикеток и другой упаковки, запечатанной флексографским способом, по оценке знатоков отрасли возрастет в России в ближайшее время в два раза. "При этом интенсивнее всего будет заметен прирост гибкой упаковки", считает Нина Шапинова, президент Русской ассоциации флексографской печати. Она рассчитывает на плюс в этой области от 10 до 15% в год.
Местное
производство этикеток, напротив, будет отмечаться меньшей динамикой роста. Одна
из причин этого: достаточно ранее уже в начале 90-х годов начало создания
собственных мощностей для изготовления этикеток в России. Оснащение для этого
дешевле. На этом рынке новичок мог начать уже с инвестициями от 300.000 до
400.000 US$ - большего ожидать от местных
предпринимателей во времена экономического кризиса было нельзя.
Большое количество оферентов по печати этикеток уже представлены на
рынке.
Большая часть мощностей для гибкой упаковки, запечатанной флексографским способом, наоборот возникла только несколько лет назад. Финансовый кризис 1998 года как раз был удачей для этой области. Девальвация рубля помогла российской пищевой промышленности встать на ноги. Но и другие важные заказчики упаковки, такие как отрасль средств гигиены и парфюмерии, начали приходить в себя после кризиса. Их потребность и объем спроса активно возрастали.
По
данным фирмы по исследованию рынка Print Consult потребление гибкой упаковки из
пленки (полиэтилен,
полипропилен,
PET) составляло в 2003 году в России ок. 800 млн. $ или 330.000 т. На
полиэтиленовые пленки приходилось ок. 150.000 т, на полипропиленовые пленки
70.000 т и на кашированные пленки
40.000 т. В стране производят от 100.000 до 120.000 т стоимостью ок. 600 млн.$.
Существует около 30 предприятий, у которых есть флексографское оборудование для печати по пленкам. При этом на 10 крупнейших фирм приходится 50.000 т валовой продукции.
Сейчас намечается, что и другие крупные игроки, отчасти не имеющие отношения к отрасли, проникают на рынок. Сюда относятся крупные концерны из энергетического сектора, а также из металлопромышленности. "Многие из этих предприятий в настоящий момент располагают большими денежными средствами, которые они хотели бы инвестировать", говорит Шапинова, "и одна из отраслей, которая вызывает их интерес, это упаковочная промышленность". В эту отрасль промышленности инвестируют также предприятия из других стран. Например, FG Packaging в Москве, которое основано инвесторами из VR China. Предприятие будет предлагать продукцию глубокой печати.
Поэтому спрос на флексографские машины и оснащение будет расти дальше. Дополнительный толчок будет и в том случае, если в России будет производиться больше материалов, таких как мелованная бумага или с/к этикетка. Это бы повлекло местных оферентов флексографской печати сориентироваться на повышенную потребность рынка. "Следствием тогда, конечно, были бы новые инвестиции в отрасль", считает Шапинова.
Вообще в России, как правило, производятся только простые полуавтоматические машины. У русских заказчиков они, разумеется, популярны: они дешевые и их хорошо использовать для малых объемов и невзыскательной упаковки. Такое оборудование изготавливает половина из дюжины фирм, среди них Флексопак (Москва), Веста (Дубна около Москвы) и Калужский экспериментальный завод тарного оборудования (Калуга). Заявила о себе новая русская фирма Грамекс (Шереметьево около Москвы), с желанием производить флексографские машины. Их машины да сих пор можно было увидеть только на фото.
Самая большая часть флексографского печатного оборудования импортируется. Большинство машин за прошедшие годы были из Германии. Самые главные конкуренты из Италии, затем следует Дания и Швейцария. Только в исключительном 2000 году Италия с объемами поставок почти 9 млн.$ была значительно впереди Германии. В 2003 году с большими поставками на рынке появились оференты из Чехии.
По импорту широкорулонных флексографских машин в России немецкая фирма Windmöller&Hölscher относится еще с советских времен к самым известным и широко распространенным. Другими хорошо известными именами на рынке являются Fischer&Krecke и швейцарская фирма Bobst с ее дочерними предприятиями. Продается также большое количество дешевых китайских машин (VR China) и б/у машины. Оснащение из Азии должно при этом часто соответствовать высоким русским нормам.
В области узкорулонных машин (печать этикеток) больше всего представлен оферент Marc Andy (Comco), наряду с ним немецкий производитель печатных машин Heidelberg и датский Nilpeter (партнер по сбыту в России: Итрако).
Очень активна китайская фирма Beiern, которая хотя и предлагает, прежде всего, офсетную технику, но теперь выходит на рынок и с флексографскими машинами. Фирма даже оборудовала в Москве шоу-рум.
Россия: импорт флексографских машин (ZTPos. 8443.30)
Год |
Объем импорта в млн. $ из них из Германии (в млн.$) |
||
1998 |
5,68 |
1,33 |
|
1999 |
4,95 |
1,29 |
|
2000 |
19,55 |
5,14 |
|
2001 |
9,06 |
2,91 |
|
2002 |
11,4 |
5,62 |
|
Янв. - сент. 2003 |
13,9 |
5,36 |
|
Источник: государственный таможенный комитет
Фирма |
Город |
Объем производства (т/мес) |
Мультифлекс |
Москва |
650 |
Полиграфоформление |
Санкт-Петербург |
от 500 до 550 |
Уралпластик |
Екатеринбург |
480 |
Экорт-Упаковка |
Москва |
от 450 до 480 |
Готек-Полипак |
Железногорск |
370 |
Паккетти |
Москва |
350 |
Славника |
Переславль-Залесский |
320 |
Конфлекс |
Санкт-Петербург |
270 |
Эдас-Пак |
Москва |
220 |
МКПК |
Москва |
200 |